Величие недосягаемого: горы в живописи Николая Рериха

Горы в жизни и творчестве РерихаГоворят, что овладеть в совершенстве каким-либо искусством можно только в том случае, если посвятить себя ему всецело. Но, обратив внимание на феноменальную личность Николая Константиновича Рериха, это правило можно с легкостью подвергнуть сомнению. Рерих блестяще проявил себя во многих сферах науки и искусства.

Горы в жизни Николая Рериха сыграли важнейшую роль. Они дарили ему вдохновение и жизненные силы. Одно из первостепенных достижений русского гения – это богатое живописное наследие, о котором и пойдет речь.

Начало творческого пути. Ранние горные пейзажи Рериха

Основная часть живописных полотен, отражающих красоту окружающей природы, относится к позднему этапу творчества художника. Но нельзя сказать, что эта тема была затронута Николаем Константиновичем впервые только в период Азиатской экспедиции. Свое место горы в творчестве Рериха занимали и раньше. Великолепные пейзажи становились частью произведений художника еще со времен учебы в Академии.

Горный пейзажи Николая РерихаЦенные знания, которые помогли Рериху развить дар пейзажиста, художник получил в натурном классе при Академии. После получения среднего образования талантливый студент поступил в мастерскую великого Архипа Куинджи, прославленного русского пейзажиста, с трепетом и любовью передававшего красоту горных вершин на своих полотнах. Взаимодействие с этим мастером живописи сформировало у Рериха основной понятие того, какой должна быть жанровая композиция.

Горы в творчестве РерихаВ студенческие годы Николай Константинович был увлечен мотивами из истории становления Руси, а горы в живописи служили средством для поэтизации сюжетов. Первой картиной, в которой сочетание исторического мотива и горного пейзажа нашло удачное воплощение, было полотно «Гонец». Это было повествование о жизни древних славян: тихое, даже камерное, лишенное всякой помпезности. Горные вершины здесь не трактуются как нечто холодное и недосягаемое. Собственно, с этой работы и начался великий путь Художника – Рерих получил высочайшую похвалу, а также предложение от крупного мецената Третьякова о приобретении серии работ.

Горы в жизни Николая РерихаГоворя о влиянии гор в творчестве Рериха на ранних этапах, невозможно не упомянуть о таких картинах, как «Илья Пророк» и «Веления неба». В этих работах горы занимают далеко не основную часть холста, но оттого не делаются второстепенной частью композиции. Полоса далеких гор, увенчанная необъятным простором неба, символизирует бесконечный путь — к просветлению и умиротворению.

Путешествие в Гималаи

Своё самое выдающееся путешествие Николай Константинович совершил, уже будучи признанным не только художником, но и философом и общественным деятелем. Рерих со своей семьей, прекрасной женой Еленой Ивановной и двумя сыновьями, отправляются в Азию. Познание философии Востока ознаменовало совершенно новый этап в живописи мастера.

Гималаи в жизни и творчестве Николая РерихаГоры навсегда пленили художника. Этюды и полноценные картины, написанные во время Центрально-Азиатской экспедиции и позже, по впечатлениям от неё, представляют большую часть всей живописной коллекции Рериха.

В своих дневниках художник писал: «Велик магнетизм Гималаев. Нет нигде такой горной державы!»

Гималаи на картинах РерихаНасыщенные, ирреальные цвета выбирал Рерих для изображения гор в живописи не случайно. Художник стремился передать неземное величие Гималайских вершин. Нельзя было придумать лучших средств для изображения «снеговой страны, меняющей свои очертания при каждом изменении света», чем сияющие оттенки красок и нежная, вибрирующая фактура холста.

Горы в живописи Николая РерихаСерия Гималайских этюдов необычайна ценна для человечества также тем, что даёт возможность окунуться каждому в мир самых недоступных, но и самых чарующих красот нашей планеты. Горы в искусстве несут совершенно иной замысел, нежели простое повествование действительности. Николаю Рериху была не чужды гуманистические убеждения и просвещенческая деятельность, которая нашла своё отражение и в его полотнах.

Горы на картинах Рериха«Знаки Майтрейи», большая живописная серия горных пейзажей Рериха, была создана во время пребывания художника в хотанском оазисе. Экспедиция Рериха покорила суровые горные перевалы Каракорума, прибыв в старейший округ Хотан.

На пути по Индии и Непалу, направляясь к этому месту, путешественники знакомились с монголо-тибетским эпосом и идеями о пришествии времени Шамбалы. Горы в искусстве мастера периода «Знаков Майтрейи» полны символов, связанных с наступлением времени всеобщего счастья и справедливости на земле.

Алтайский цикл картин. «Тибетский путь»

Следующий этап экспедиции был связан с пребыванием семьи Рерихов в заповедном крае – на Алтае. Проделав изнурительный путь, путешественники пересекли Великие Гималаи, посетив Монголию и Тибет.

Путешествие в Гималаи Николая РерихаИнтересно то, что некоторые горные пейзажи Рериха написаны с невероятно труднодоступных мест. К примеру, на его полотнах была неоднократно запечатлена гора Белуха – высшая точка Алтайских гор. Путь к месту, открывавшему её полный вид, занял бы у путешественников слишком много времени и никак не вписывался в рамки экспедиции. Исследователи творчества художника считают, что Рерих обладал удивительным даром: благодаря духовным практикам он мог видеть пейзажи, находясь на значительном удалении от них.

Горы в творчестве Николая РерихаПочему горы в творчестве Рериха так восхитительны? В цикле Гималайских и Алтайских этюдов больше не наблюдается академической взвешенности. Нет, Николай Рерих никогда не был дотошным академистом, он всегда отрицал традиционную реалистическую манеру живописи. Его картины всегда привлекали свежестью колорита, нестандартным решением композиций. Но горы в живописи позднего, зрелого периода – это подлинный поток творчества, чистая метафизика, символизм и поиск тайного.

Для многих художников академическая школа стала альфой и омегой в живописи. Но Николай Рерих пошел значительно дальше, совмещая накопленный опыт занятиями профессиональной живописью с собственным видением и философскими знаниями.

Горы в искусстве - картины Николая РерихаГоры в искусстве русских художников нередко становились ведущим мотивом. Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Николай Ярошенко и многие другие замечательные мастера, подобно французским импрессионистам, находили своё вдохновение именно в натурных пейзажах. Но скромный гений, Николай Константинович Рерих, сумел по-своему интерпретировать живую природу. Запоминающиеся, абсолютно не похожие ни на чьи другие горы в творчестве Рериха навсегда останутся в памяти многих поколений всех народов мира.

Запись опубликована в рубрике Искатели приключений с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий