Традиции и обычаи эвенков: жизнь древнего народа в наши дни

Традиции и обычаи эвенковЭвенки – народ, проживающий на обширных территориях, принадлежащих России, Китаю и Монголии. Традиции и обычаи эвенков различаются в зависимости от региона обитания, но основа, заложенная предками, везде одна и та же. Часть эвенков ведет кочевой образ жизни, хотя и до них добралась длинная рука современной цивилизации.

Эвенки – «оленьи люди» или «индейцы» Сибири

Веками эвенки кочевали, выпасая оленей, ассимилировались в разных землях, роднились браками с бурятами, маньчжурами, якутами, русскими. Помимо традиционного разведения оленей эвенки, жившие за пределами тундры, выпасали крупный рогатый скот. Охотились, добывая пушнину, потом меняли добычу у купцов на нужные в хозяйстве товары.

В зависимости от региона обитания эти народы называют себя «илэ» или «орочен», первое название означает «оленьи люди», второе – «владелец оленя». Удачное прозвище мужественным кочевникам когда-то дал Фритьоф Нансен. Путешествуя, он познакомился с эвенками и был поражен их мужественностью, замечательным знанием природы, умением в ней существовать.

Народ эвенки и его традицииЖалея, что для этого народа не нашлось своего Фенимора Купера, путешественник сравнил кочевников с обитателями американских прерий и назвал «индейцами» Сибири. Другие исследователи отмечали уникальную возможность народа выживать в условиях сильных холодов и умение точно определить момент для переселения на новые пастбища.

Веками складывались традиции и обычаи народа, верившего в шаманов и духов предков. Только с приходом русских священников они стали принимать христианство, увешивая чумы иконами, перевозя их с почестями на спинах особого оленя.

Народ эвенки - особенности быта, жизни и традицийВмешательство русских и особенно властей времен Советского Союза сильно изменило северный народ. Они получили блага цивилизации, возможность учиться и выбирать профессию. Но взамен лишились привычного уклада жизни, части традиции и уникальных умений, выработанных за века кочевой жизни.

Похороны для потомков медведя

Ученые считают эвенков потомками людей, занявших в эпоху неолита земли в Прибайкалье и Забайкалье. Сами «потомки» чтят своим предком медведя, величая зверя дедушкой. С лохматым предком связан древний обычай. Поймав «дедушку» эвенки съедают мясо, а кости тщательно складывают в схрон, поднятый на два метра от земной поверхности.

Основные традиции эвенковПочти также они хоронили и соплеменников, оставляя тела на деревьях, чтобы душе было удобно добраться до Ирия. Сейчас людей хоронят в земле, отмечая могилу крестом и чучелом оленя. Во время похорон приносят в жертву оленей. Обычай жив и в наши дни.

Встреча гостей

Гость всегда становился поводом для радости и настоящего праздника жителей чума. Исполнение требований местного этикета начиналось с путешественника, вышедшего к стойбищу. Желая найти приют, он обязан был постучаться в первый увиденный им чум. Если шел выбирать – это считалось проявлением неуважения к жителям.

Хозяин встречал нежданного гостя рукопожатием. Издавна было заведено – пришедший человек протягивал две руки, сложенные ладонями вверх, встречающий отвечал пожатием сразу двумя руками.

Традиции эвенковДамы тоже привечали гостей рукопожатиями, выражая радостные эмоции, прижимаясь щеками. Старшая хозяйка обязана была обнюхать вошедшую в чум гостью. Все эти ритуалы позволяли эвенкам, имеющим потрясающую врожденную интуицию, понять, что за человек вошел в их чум, в каком он эмоциональном состоянии.

Обязательно появлялась оленья шкура (из головы животного), чтобы не сажать визитеров на пол. Усадив, задавали традиционные вопросы о жизни гостя, спрашивали о новостях. Затем хозяева надолго замолкали, внимательно слушая гостя. Перебивать говорящего или задавать вопросы не позволяли традиции.

Традиционное чаепитие и обмен подарками

Обычай предписывал устроить чаепитие, заколоть оленя, подав на стол лучшее мясо (гостю доставался язык). Как только гостевая чашка опустошалась – хозяйка вновь наполняла ее ароматным напитком. Так продолжалось, пока гость не переворачивал чашку или не перекрывал ложкой.

Обычаи эвенковГость обязательно одаривал хозяев подарками, получал от хозяев традиционный маут или одежду. Дорогому гостю могли отдать оленя, иногда даже ведущего упряжку, охотничью собаку или щенка. За собаку одаренный обязан был отдать острый нож, иного варианта не существует.

По окончанию визита хозяин провожал гостя за несколько километров от чума,  остановившись мужчины выкуривали традиционную трубку и планировали следующую встречу.

Вещи из бересты

Современные технологии практически вытеснили местную традицию собирать с дерева бересту и делать своими руками массу полезных вещей. Веками эвенки брали в руки ножи и собрали нужный для жизни материал. Эти работы проводились весной и в начале лета.

С добычи снимали кожицу и бросали в котлы, наполненные водой, золой, мхом, томили на костре по три дня. Потом бересту сушили полосками, пускали на сумки, в которых перевозили домашний скарб, колыбели для младенцев, крупные куски шли для столов.

Эвенки и их обычаи и традицииИз бересты делали всю посуду, скрепляя полосы корнями растений или оленьими жилами. Из этого материала изготовляли летние накидки для чумов. Сейчас народ пользуется современными сумками, посудой, а берестяные накидки давно заменены банальным, но более практичным брезентом.

До начала двадцатого века на земле не было народа «эвенки», существовали племена тунгусов. С приходом советской власти народ разделили на две части по географическому признаку. Одна стала именоваться «эвенками», вторая – «эвенами». Обе группы частично сохранили до нашего времени традиции и обычаи, но почти за столетие приобрели некоторые отличия.

Запись опубликована в рубрике Колоритная культура с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий