Шхуна «Святая Анна»: исчезнувшая во льдах

Шхуна «Святая Анна» - загадочная история исчезнувшей экспедицииЗатерянная в арктических льдах шхуна «Святая Анна» пополнила ряды загадок истории. Где погибло зверобойное судно? Почему капитан решил не покидать его? Что толкнуло часть экипажа отправиться в безвестность блуждать по колотому льду? Многие вопросы так и остались без ответов. Но кое-что всё же известно.

Дворянская шхуна «Святая Анна»

Весна 1912 года. К берегам Петербурга прибыло купленное в Англии первоклассное парусно-паровое судно. Это была бывшая «Бланкатра» (она же «Пандора II» и «Ньюпорт»). Шхуна была построена в 1867 году для поисков людей в Арктике.

Теперь на ней красовалось новое название «Святая Анна». Так её назвал новый владелец и капитан, племянник знаменитого царского генерала — 28-летний офицер Георгий Брусилов. Назвал в честь супруги дяди, на личные средства снарядившего шхуну.

История шхуны «Святая Анна»«Св. Анна» готовилась к полярному путешествию. У экспедиции «Святой Анны» было две миссии:

  • патриотически-исследовательская (под российским флагом преодолеть Северный морской путь);
  • коммерческая (заниматься зверобойным промыслом)

Интересный факт! Каждая шкура полярного медведя оценивалась в 200 «николаевских» рублей. Что составляло без малого годовой заработок учителя или заводского рабочего.

До начала экспедиции на «Св. Анне» предлагали покататься любопытным горожанам. Тройная дубовая обшивка, гарпунные пушки, дорогие ковры, кожаные диваны, мебель из красного дерева — за всё это в народе шхуну прозвали «дворянской».

Краткая история арктического путешествия шхуны

28 июля (по старому стилю) 1912 года судно оставило Петербург и направилось в таинственное Заполярье. Припасов взяли с избытком на 18 месяцев. Через 3 месяца пути «Св. Анна» под давлением льдов Карского моря встала возле берега Ямала.

Через две недели шхуну вместе с ледяным полем оторвало от побережья и понесло на север беспомощно дрейфовать. Оцепленное льдами, судно лишилось возможности двигаться. Чем окончился дрейф — доподлинно неизвестно.

Арктическая экспедиция Брусилова на шхуне «Святая Анна»«Св. Анна» пропала без вести. Поисковые экспедиции так и не обнаружили её следов. Однако судьба корабля и экипажа с 1912 по 1914 годы хорошо известна благодаря двоим выжившим членам команды: штурману Валериану Альбанову и матросу Александру Конраду.

Интересный факт! Реальная история шхуны, описанная в мемуарах штурмана, послужила основой для известной книги — «Два капитана» В. Каверина.

Быт экипажа в ледяном плену

Команда шхуны состояла из 24 человек: капитан, 12 матросов, 2 гарпунера, 2 машиниста, рулевой, штурман, повар, боцман, кочегар, стюард и девушка-медик.
Первое время ледовый дрейф не казался людям страшным. Все были уверены, что после зимы лёд подтает, шхуна высвободится, капитан докупит припасы, привезёт почту и экипаж продолжит миссию.

Моряки собирались вечерами у камина, шутили, делились надеждами за самоваром и играми в домино. Топлива и запасов еды было много, поэтому на освещении, тепле и питании не экономили. Никто не думал, что вынужденный дрейф затянется на годы.

Загадочное исчезновение шхуны «Святая Анна»Два года льды не отпускали судно. Кладовые пустели, потихоньку начали рубить на топливо мебель и даже некоторые части корабля. Холод заставил заколотить иллюминаторы и перебраться людей жить в кухню, ведь в каютах ночами подушки примерзали к бортам. Кода закончился керосин, в лампы начали лить ужасно коптящий жир убитых тюленей и медведей. Покрылись несмываемым слоем копоти не только стены, но и члены экипажа.

Вскоре некогда прекрасную «Св. Анну» было не узнать: промозглая, холодная, закопчённая и заплесневелая. Но опаснее всего была атмосфера на борту: ругань и стычки членов экипажа не прекращались.

Шхуна «Святая Анна» Брусилова и её загадочная историяОсобенно острыми стали отношения капитана Брусилова и штурмана Альбанова. В итоге штурман подал в отставку, а после и вовсе объявил капитану о намерении самостоятельно покинуть корабль, для чего запросил припасы, оружие и возможность построить каяк (лёгкую лодочку). Капитан охотно согласился на это.

10.04.1914 штурман шхуны «Святая Анна» покинул судно в надежде по льду выйти к Земле Франца-Иосифа, а оттуда достичь обитаемых мест. С ним, подгоняемые страхом голодной смерти, добровольно отправились 13 матросов. Оставшихся 10 капитан счёл достаточным для управления судном, когда «Св. Анна» выйдет из льдов. Да и провизии с учётом медвежьей и тюленьей охоты оставшимся обитателям шхуны хватило бы почти на целый год.

Путь к спасению

Поход до прибытия на землю длился 2 долгих месяца. Днём тащили тяжёлые нарты с каяками на нагрудной лямке. Иногда плыли. При случае убивали медведя или тюленя, чтобы поесть и высушить мяса впрок.

Драгоценные медвежьи шкуры приходилось кидать в костёр, чтобы спасти собственные шкуры. К ночи ставили палатку и отогревались чаем с сухарями. Не смотря на тяжелейшие условия, отношения в группе стали лучше. «Мои разгильдяи» — так с тёплым подтруниванием называет Альбанов матросов в своих мемуарах.

Загадка гибели шхуны «Святая Анна»В пути погибли почти все. Трое из матросов сразу вернулись на шхуну. Матрос Баев пропал без вести, уйдя разведывать путь. Группа из 4 человек исчезла по дороге на остров Белль. Двоих унесла неизвестная болезнь. Ещё двоих унесло течение. Выжившие Альбанов и Конрад добрались до спасательной станции Джексона на мысе Флора, где их вскоре подобрала старенькая шхуна «Святой Фока».

Загадка гибели шхуны «Святая Анна» и век спустя остаётся неразгаданной. Вероятно, капитан с оставшимся экипажем прожил в относительном комфорте ещё какое-то время. Но север суров и вряд ли прощает бездействие.

Запись опубликована в рубрике В мире приключений с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий