Люди хотели летать, как птицы, еще со средних веков. История донесла случай с монахом-бенедиктинцем, который еще в 11 веке сломал себе обе берцовые кости на летательном аппарате. Парашют был изобретен в конце 17 века, а вот параплан – гораздо позже, в 70-е годы прошлого века.
Сам по себе параплан – это крыло, состоящее из двух полосок синтетической ткани, которые создают нижнюю и верхнюю его поверхность. К крылу стропами крепится подвесная система, купол заполняется воздухом, образуется подъемная сила, и можно летать. Приводится параплан в действие, когда человек, управляющий им, разбегается, воздух попадает между верхней и нижней частью крыла, и можно прыгать.
История параплана
Идея управлять парашютом долго зрела, а в 50-е годы прошлого века Пьер Лемуань придумал щели в куполе парашюта. Это позволило придавать ему горизонтальную скорость и управлять. Но до параплана было еще далеко.
Лишь в 70-е годы парашют получил кессоны. Тогда со знаменитой горы Эль-Капитан несколько пилотов прыгнули с нераскрытым парашютом, пытаясь открыть его максимально поздно. Конечно, были несчастные случаи, но это смельчаков не останавливало. Первые испытатели появились и в Германии.
Но все же годом начала эры парапланеризма считается 1978-й, когда в городке Мьесси на Высоких Саквойях Ж. К. Бетан и Г. Боссон придумали разгоняться перед взлетом с горы и наполнять крыло воздухом, который будет держать парапланериста. Уже в 1982 году Р. Филлон устанавливает первый рекорд, стартуя с парапланом с Зеленого Пика высотой 4122 метра и благополучно приземляясь в долине Шамони.
В 1983 году происходит полет параплана с верхней оболочкой, обеспечивающей исключительно легкое наполнение крыла. Дальше начинается триумфальное шествие парапланеризма по миру, поскольку то восхитительное ощущение полета, которое дает это парение, те сильные эмоции и безудержную радость пребывания в небе не заменит ничто в мире.
Конструкция и устройство параплана
Главная его часть – это крыло с верхней и нижней поверхностью, они сшиты сзади и по бокам, а спереди имеются воздухозаборники, которые наполняют его воздухом при разбеге парапланериста и создают подъемную силу. Внутри крыла имеются придающие ему профиль тканевые перегородки. К крылу прикрепляются стропы (от 2 до 5) и свободные концы, а дальше идет подвесная система, в которой и находится пилот.
Современные конструкции параплана дают возможность пилоту находиться в разных положениях – от сидячего до лежачего. Там же в подвесной системе могут быть самые разные отсеки, среди которых обязательно отделение для парашюта. Также возможны отсеки для груза, системы крепления парамотора, системы протекторов, увеличивающих безопасность пилота, и другие.
Все это устройство современных парапланов максимально нацелено на безопасность пилотов. Возможно, поэтому они относятся к одному из самых безопасных аппаратов для полета. Скорость у параплана невысока (20-70 км/час к скорости воздуха), и у него минимальные требования к площадке в случае экстренной посадки.
Кроме того, благодаря своим уникальным конструктивным особенностям, параплан очень легок (его вес составляет около 10 кг) и компактен (помещается в стандартный рюкзак). Поэтому распространяется восхитительный парапланеризм, как круги по воде, привлекая все больше сторонников.
Что можно делать при помощи современного параплана?
Прежде всего, парить, получая восхитительные ощущения! Но можно и пролететь на параплане 502,9 км, как это сделал южноафриканский Невилл Хьюлетт в 2008 году, установив рекорд дальности.
Можно забраться на нем на максимальную высоту 4526 метров, как это сделал британец Робби Уиттэл в 1993 году, развить большую скорость или установить еще какой-нибудь рекорд. Но главное в парапланеризме – это все-таки не рекорды, а те непередаваемые словами эмоции радости, которые дарит этот вид спорта своим поклонникам. Это ощущение свободного полета того стоит!