Драккары викингов: деревянные суда отважных мореплавателей

Драккары викингов - история, особенности конструкции, интересные фактыТысячу лет назад волны морей бороздили деревянные драккары викингов, не боявшиеся дальних переходов. Их видели в широких реках, они были гостями в землях Киевской Руси и в европейских княжествах. Мы знаем, как выглядели эти суда, по историческим фильмам, картинкам в учебниках. Счастливчики могут увидеть сохранившиеся драккары в европейских музеях.

Корабли-драконы

Традиционно драккарами называют вытянутые военные ладьи с веслами и парусом, носом, украшенным драконьей головой. На самом деле классификация судов викингов была сложнее, а голова зверя служила сигналом о высоком статусе владельца. Второй миссией фигуры было отпугивание вредоносных духов, пугавших смелых викингов.

Фигура была съемным элементом. По этикету викингов ее предписывалось убирать, если корабль входил в воды союзников. Делалось это, чтобы не обидеть духов-покровителей. А людям мореходы передавали сигналы при помощи украшавших борта щитов. Внутренняя белая сторона, демонстрируемая с борта, возвещала о добрых намерениях прибывших по морю гостей.

Драккары викингов - история кораблей-драконовДраккары имели низкую посадку, что позволяло им одинаково эффективно перемещаться по морским водам, заходить в речные воды, проходить по узким фьордам. Движущей силой были сами викинги, управляющие веслами (по одному на гребца), и парус, сотканный из шерсти.

Уникальные корабли древности умели довольно быстро передвигаться по воде. История сохранила данные о экземплярах, развивавших ход до двенадцати узлов. При необходимости их вытаскивали на берег, закрепляли киль и превращали во временное жилье для команды.

Драккары для воинов, торговцев, путешественников

Драккары условно делились на два типа: военные и торговые суда. Но были еще усиленные корабли для дальних плаваний и переселенцев, универсальные модели, становившиеся домом для колонизаторов.

Военные суда были длиннее, быстрее, маневренней. Их можно было вытащить на берег, перетащив через препятствие на суше. Или устроить неприятелю неожиданность, тихо подойдя на веслах, с криком команды начав внезапную атаку.

Драккары викингов и их типыЭто удавалось благодаря хорошей проходимости судов и умению прятать низкобортный парусник за волнами. Плюс помогала легкость и быстроходность драккаров. За такие качества приходилось расплачиваться узкой палубой и отсутствием укрытия для команды.

Кноррами назывались суда для купцов, торговавших с поселениями и союзниками. Викинги перевозили на широкой палубе сложенные в горку товары или загоняли туда животных.

Эти суда ходили по морю неспешно, зато могли преодолевать значительные расстояния и имели подобие трюма. Посадка у них была ниже, а вот борта делали специально выше, чтобы защитить ценный груз от морской воды. Но и тут команда не имела укрытия в случае непогоды.

Особенности конструкции драккаров викинговХодили суда в основном вдоль береговой линии. Не теряя земли из виду, викинги осуществляли навигацию по скалам и приметным деталям рельефа. Скандинавские мореплаватели умели прокладывать путь по солнцу, перелетам птиц. Ходят легенды, отраженные в сагах, что не знавшие компаса мореходы пользовались солнечным камнем.

Ученые нашли при раскопках похожие кристаллы, преломляющие свет. Но так и не доказано, чем были навигационные вещи, помогавшие отважным мореплавателям совершать трансатлантические переходы на универсальных драккарах.

Как строили драккары

Тысячу лет назад викинги создавали свои чудо-корабли из ясеня, сосны и дуба, основным инструментом был топор. Киль и шпангоут старались изготовить из дерева подходящей формы. Прочные доски для бортов получали методом раскола древесины клиньями и расщепления вдоль волокон.

Технология создания драккаров викинговОбшивку делали из досок уложенных внахлест, скрепляя гвоздями и заклепками. Клинкерную укладку просмаливали и тщательно конопатили, создавая воздушную прослойку, усиливающую плавучие качества судна.

Шерстяные паруса делали по типу современных напольных покрытий: шили квадрат из шерсти с естественной ланолиновой пропиткой. Работа над одним экземпляром занимала несколько лет.

Драккары современности

Наши современники справляются с постройкой исторических копий драккаров гораздо быстрее. В их распоряжении новейшие материалы и технологии, а чертежи кораблей давно срисованы учеными с найденных экземпляров.

Хорошо сохранившиеся корабли-драконы выставлены в музеях скандинавских стран, а сделанные руками потомков викингов суда бороздят просторы северных морей, участвуя в праздниках и специальных регатах.

Современный драккар Harald FairhairГордый норвежский драккар под красным парусом – «Дракон Харальд Прекрасноволосый» – создан мастерами по сборному образу старинного длинного драккара. Судно, названное в честь норвежского короля, заложили в 2010 году. В первое плаванье оно отправилось спустя два года.

Главное достижение команды современного драккара – трансатлантический переход из Европы к берегу Америки. Сделано это было с целью подтвердить теорию об открытии викингами американского континента, прежде чем это совершил Колумб.

Драккар покинул норвежский Хаугесунд в апреле 2016 года, прошел Исландию, дошел до побережья Канады, проследовал вдоль берегов США и завершил миссию в порту Коннектикута.

Музейные драккары ВыборгаВскоре реалистичная копия драккара будет покорять моря и реки России. В Липецке идет масштабная работа по созданию версии корабля-дракона из древесины дуба, способного нести на борту команду из двадцати пяти человек. Прообразом для нового судна стал «Скульделёв-5» – средневековый морской дракон, выставленный в норвежском музее.

Драккары были одними из самых эффектных кораблей древности, перевозивших воинов, товары торговцев, доставлявших переселенцев к новым берегам. Они сыграли огромную роль в развитии мореплавания, и, возможно, их носы первыми прикоснулись к американским землям, опередив на века других европейцев. Старинные драккары можно увидеть в музеях, а если повезет – то получится встретиться с современным судном в море или на масштабном фестивале реконструкции.

Запись опубликована в рубрике В мире приключений с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий