Путешественники поневоле, или 49 дней дрейфа в океане

ОкеанМногие смелые путешественники готовы бросить вызов стихии и отправиться покорять морские просторы на утлых судёнышках в гордом одиночестве или  с таким же близким им по духу искателем приключений. Но они изначально знают, что их ожидает в таком путешествии, и готовы ко всяческим возможным трудностям на своём пути, а вот оказаться в роли путешественников не по своему желанию, а по воле стихии и выстоять в борьбе за свою жизнь – это уже история иного рода. Именно такая история потрясла мир в 1960 г., когда четверо советских моряков по воле злого рока оказались посреди океана и провели в борьбе за выживание долгих, кажущихся бесконечными, 49 дней.

Унесённые в океан

49 дней в океанеСержант Асхат Зиганшин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов… Обычные советские парни, как и миллионы других. Каждый из них жил своей жизнью, пока не пришло время отдать долг своей отчизне. Именно в рядах советской армии они и повстречались. И вряд ли кто из них тогда бы мог подумать, что с ними в спокойное, не военное время, за срок службы в армии, приключится такая история, после которой их имена облетят весь мир и навсегда останутся символом безграничного мужества в борьбе с морской стихией.

Парни проходили службу на самоходной барже Т-36, которая располагалась у берегов одного из островов Курильской гряды. Основной задачей солдат была разгрузка судов, которые не могли подойти близко к берегу и сгружали свой груз на самоходные баржи. Но 17 января 1960 г. оказалось роковым днём в их службе.

Ночью море сильно штормило, и каждый из солдат встречал новое утро с тревогой. По радио передавали, что сила ветра увеличится до 70 м/с. Стихия разбушевалась не на шутку, и опасения парней оказались не безосновательными: от сильных порывов ветра на выдержал и лопнул трос. Природа разъярённо бушевала: громадные волны взлетали ввысь и достигали 6-8 м, начинался снег, видимость становилась почти нулевая. До полной беды отказала рация, а самоходку с 4-мя солдатами на борту уже уносило от побережья прямо в Тихий океан.

При попытке повернуть баржу к берегу, едва удалось избежать столкновения со скалой. Своевременный разворот спас, но в то же время и усложнил всю ситуацию. При резком повороте баржи сильной волной сорвало с укреплений ящик с углём и бочонок с запасом пресной воды. Со второй попытки почти удалось подойти к берегу, но вот беда — в двигателях закончилось топливо, и самоходка потеряла управление. В столь сильный шторм не было никаких шансов стать на якорь, и баржу стало уносить в открытый океан. К 10 часам вечера самоходка уже плыла по океану, а мороз и обдающие волны уже успели превратить её в настоящую льдину.

В борьбе за жизнь

Ситуация слаживалась не самая лучшая, но парни надеялись, что через пару дней шторм утихнет и их непременно найдут. Вот только их надеждам ещё не скоро суждено было сбыться. В тот момент каждый из солдат старался гнать от себя прочь мысли о том, что этот дрейф баржи может оказаться для них путешествием в один конец.

Шторм в Тихом океане

Шторм в Тихом океане

Попытки отремонтировать рацию и дать сигнал бедствия оказались безрезультатными. Но хуже всего было не столько буйство стихии, как пугающая реальность дальнейшего существования на барже: продуктов почти не было, лишь в машинном отделении нашлось 1,5 кг картошки, которая полностью пропиталась соляркой. Тогда она показалась абсолютно несъедобной, но, к счастью, этот остаток запасов пропитания не выкинули за борт. Вскоре картошку съели с превеликим аппетитом. В коробках нашли остатки крупы. Повезло, что сохранилось 3 коробка спичек. Для разжигания костра использовали деревянные части кроватей.

С питьевой водой была не менее сложная ситуация. Капли пресной воды приходилось добывать из системы охлаждения двигателей. Вода ужасно отдавала ржавчиной, но была пресной, и 200 литров этой настоящей ценности, которую старались изо всех сил экономить, хватило до конца  плавания по океану.

В первые дни, когда ещё были силы, парни старались работать, отбивали лёд, ведь если бы баржа сильно обледенела, то могла запросто перевернуться. К пятой недели путешествия по безграничному океану на небе наконец-то прояснилось. К этому моменту баржу уже несло к Гавайским островам. Но очередная беда не замедлила объявиться: в трюме обнаружилась течь. К счастью, был ручной насос, им унесённые в океан солдаты и откачивали постоянно воду.

Самоходная баржа

Самоходная баржа

Одни посреди безграничного Тихого океана. Запасы пищи и пресной воды на исходе. Всё меньше уверенности в том, что есть шансы остаться в живых в этом путешествие поневоле. Но всё же огонёк надежды ещё теплился. Постоянно кто-то оставался на дежурстве, чтобы не пропустить момент, если вдруг покажется проплывающее вблизи судно. На 45-е сутки дрейфа в океане вдруг такой случай неожиданно возник: на горизонте показалось судно. Но огонёк надежды также быстро и погас: их не заметили.

В эти дни еды на барже уже не осталось и в пищу пошли кожаные ремешки. Их резали на кусочки и варили в солёной океанской воде. Парни всеми силами пытались выжить. Как позже говорил один из солдат самоходки: если бы не верили в спасение, то уже бы, наверное, на 3-и сутки погибли бы, а так надежда на спасение давала сил для борьбы.

Чудесное спасение, гостеприимная Америка и всемирные герои

Американский авианосецК 49-м суткам на барже не осталось уже абсолютно ничего, что могло пойти в пищу. Силы солдат были на исходе, и даже чувство голода уже не ощущалось. Но во второй половине дня вдруг послышался шум с палубы, похожий на гул вертолётов. Собрав последние силы, парни поднялись наверх. Над их баржей кружили военные самолёты, которые вскоре улетели, но вместо них объявился вертолёт. Парней доставили на борт американского авианосца. Так, 7 марта завершился дрейф по Тихому океану самоходной баржи с четырьмя солдатами.

Советские солдаты-герои в Америке

Возвращение домой

Могли ли себе представить рядовые советские солдаты, что когда-то окажутся в Америке? Чем завершится для них такое путешествие на родине — тоже сложно было предположить. Вряд ли за пребывание в Америке и за потерянную баржу их бы поблагодарили. Именно такие мысли мелькали у спасённых солдат, и развеялись они лишь по прибытии на родину, когда в родной части их дружелюбно встретили командиры части. Но это будет гораздо позже, а сначала окрепнувших солдат с авианосца доставили в Сан-Франциско, где их встретили как настоящих героев. Мужество советских солдат и их стойкость в борьбе со стихией восхвалил сам мэр Сан-Франциско, вручив героям символический ключ от города. Потом парней перевезли в Нью-Йорк, где поселили на даче советского посольства. Очередные экскурсии по новому городу и восхищение мужеством советских солдат. Американский врач, наблюдавший за здоровьем спасённых,  запретил длительный перелёт для восстанавливающих свои силы парней, и поэтому их возвращение в Союз несколько затянулось. Сначала советских солдат отправили на пассажирском теплоходе в Париж, а уже оттуда самолётом в Москву. Так обычные советские парни совершили почти кругосветное путешествие, правда, далеко не по своей воле.

Спустя много лет после этого случая, один из участников этого уникального путешествия по воле судьбы вспоминал, как были удивлены спасшие их американцы: столько дней в океане и в таких жёстких условиях выстоять столь непростую борьбу за жизнь! Для американцев это было из ряда чудес, тогда как сами моряки поневоле считали, что, вероятно, так захотела испытать их на прочность сама судьба. Крепкая вера в своё спасение и цепкая хватка за жизнь позволили им выстоять в борьбе против стихии, а их имена навсегда вошли в историю мореплавания как символ мужества и выносливости.

Запись опубликована в рубрике В мире приключений с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.