Феликс Надар: реальный герой романов Жюля Верна

Французский фотограф Феликс НадарФеликс Надар — неординарный человек с интересной биографией, ставший легендой ещё при жизни и увековеченный в образе искателя приключений в романе-дилогии Жюля Верна. Мир знает его как талантливого французского фотографа XIX века, заложившего прочный фундамент для развития и процветания этого вида искусства. Сам же Надар писал о себе в автобиографии: «ненормальный, который всегда ищет каких-нибудь течений, чтобы плыть против них»И, действительно, это был неугомонный искатель новых горизонтов: человек, который был увлечён многим и при этом в каждое дело и увлечение вкладывал часть своей души, добиваясь во всём успехов, не смотря ни на какие трудности.

Не Турнашон, а Тур-Надар

Гаспар-Феликс Турнашон, а именно таким было настоящее имя человека, оставившего след в истории под творческим псевдонимом Надар, родился 5 апреля 1820 года в Лионе, в семье владельца небольшого издательства. Казалось бы, сама судьба велела ему продолжить начатый отцом путь, но окончив лицей, молодой человек решает избрать дорогу в медицину и поступает в медицинский институт. Вот только надеждам его не было суждено сбыться: жизнь определила для юного француза совсем иной путь. Крах издательства и скоропостижная смерть отца стали поворотным этапом в жизни Феликса. Семья остались почти без средств к существованию, и Турнашон вынужден был бросить учёбу в институте, чтобы помочь своим близким.

Феликс Надар

Феликс Надар

Поскольку Феликс неплохо писал и умел рисовать, то первым делом решил попытать счастья, предложив газетам Лиона свои статьи, которые сопровождались сделанными ими же карикатурами. Но гонорары были невелики, содержать семью на них было нелегко, и парень перепробовал далеко не одну профессию, чтобы иметь возможность обеспечивать своих близких. Уже значительно позже, он шутил, что перепробовал все варианты, будучи и секретарём, и офисным клерком, и даже контрабандистом.

Турнашон был настолько активен, повсюду успевал, постоянно стремился расширять свои горизонты, что однажды кто-то из его приятелей сказал в шутку, что он не Турнашон, а самый настоящий Тур-Надар (в переводе с французского — «юла»). Гаспару понравилось это прозвище, и впоследствии он стал подписывать им свои работы и даже официальные документы — настолько крепко привязался к Турнашону этот творческий псевдоним.

Фотограф в кругах парижской богемы

Энергичный юноша был полон амбиций и стремился завоевать своё место под солнцем в этом недружелюбном мире. Ему довольно часто доводилось ездить по делам в Париж, где в 1842 г. он случайно познакомился с Бодлером, ставшим впоследствии его закадычным другом.

Именно благодаря Бодлеру Феликс знакомится со многими известными творческими личностями, и, постоянно вращаясь в кругах парижской богемы, принимает решение об окончательном переезде в Париж. Здесь он всё так же продолжает зарабатывать на жизнь публикациями и карикатурами в различных изданиях, а после революции даже основывает свой собственный журнал. В 1851 г. Надар создаёт целый цикл карикатур на парижскую богему – «Пантеон».

Фотоателье Надара

Фотоателье Надара

Изначально для создания своих карикатур молодой художник использовал чужие фотоснимки, а затем сам начал фотографировать, всерьёз увлёкшись ещё совсем новым для того времени искусством фотографии. Многие художники тех лет воспринимали фотографию весьма скептически, а Надар отважился взяться за это дело и превратил фотографию в настоящее искусство. В числе позировавших ему персон были самые известные деятели политики и искусства тех времён, и их фотографии принесли Турнашону настоящую славу.

Несколько позже к Надару присоединился его младший брат, также увлёкшийся фотографией, и братья открыли совместную фотомастерскую. Но два талантливых, амбициозных молодых человека не смогли избежать конкуренции, и после возникшего между ними конфликта, Надар открывает новую, уже свою личную фотомастерскую на бульваре Капуцинов.

Портрет Александра Дюма, фотограф Феликс Надар

Портрет Александра Дюма, фотограф Феликс Надар

Портреты Надара ценились многими художниками за глубокую достоверность психологического образа. Сам фотограф считал наиболее важным в своём искусстве умение взаимодействия творца с моделью и стремился запечатлеть наиболее яркие моменты. Кроме того, Надар одним из первых вышел за рамки портретной фотографии и задолго до возникновения кинематографа использовал съёмку крупным планом.

Фоторепортажи с небес и под землёй

Но вечный искатель новых горизонтов Надар не остановился на достигнутом успехе в фотоискусстве, и очередным его страстным увлечением стало приобретавшее в то время популярность воздухоплавание. Обучившись этому искусству у хорошо известных в те времена опытных французских воздухоплавателей Годар, Надар приобретает собственный аэростат, который называет «Гигант», и в 1855 г. получает патент на идею фотосъёмки объектов с воздушного шара для нужд картографии.

Уже спустя год после этого Надар впервые сделал снимки парижских улиц с высоты птичьего полёта из корзины воздушного шара. Первые фотоснимки с аэростата оказались неудачны, но это нисколько не сломило фотографа, а лишь подстегнуло искать новые пути решения возникшей проблемы. Надар был невероятно упрямым, целеустремлённым человеком, который не привык сдаваться и во всём добивался победы. В те времена даже была очень популярна карикатура Домье с изображением фотографа, который фотографирует с корзины воздушного шара, и надписью, утверждающей, что Надар «поднимает фотографию до высот искусства».

Жюль Верн. Портрет Феликса Надара

Жюль Верн. Портрет Феликса Надара

В 60-е гг. XIX в. было основано Общество воздухоплавателей, председателем которого стал Надар, а его секретарём стал Жюль Верн. Известный мастер фантастическо-приключенческих романов был близким другом фотографа-авантюриста и разделял многие его взгляды. Надар был для писателя своего рода идеалом: дерзкой личностью, способной изменить мир к лучшему благодаря своей силе воли и упрямству, и образ французского журналиста Мишеля Ардана из «лунной» дилогии Верна был во многом списан именно с этого реального неугомонного покорителя новых горизонтов, который не переставал удивлять своих современников.

В 1861 г. фотограф в очередной раз поразил парижскую публику, спустившись в знаменитые парижские катакомбы, где провёл первую репортажную фотосъёмку, для которой воспользовался электрическим освещением подземных лабиринтов. Также Надар был причастен и к зарождению фотоинтервью: в 1886 г. вместе со своим сыном он сделал ряд тематических фотоснимков «Искусство жить 100 лет» с подписями – словами, которые были произнесены во время фотосъёмки.

В свои 66 лет Надар руководил журналом «Парижский фотограф» и удивлял всех своей неутомимой жаждой к новым открытиям и неуёмной энергией, которая требовала новых свершений. За свою жизнь фотограф написал 12 книг, в том числе автобиографию и биографию своего близкого друга – Бодлера. Надар прожил довольно насыщенную жизнь и совсем немного не дожил до своего 90-летия, умерев 20 марта 1910 г.

Неугомонный покоритель новых горизонтов заложил все основы для дальнейшего развития искусства фотографии и фотожурналистики, которые и по сей день применяют подобные ему искатели приключений, отправляясь в путешествия и оставляя след в истории, а в память об этом талантливом фотографе названа одна из престижных французских премий в области фотоискусства.

Запись опубликована в рубрике Искатели приключений с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий