Джордж Кэтлин: рисующий индейцев

Джордж Кэтлин                                                                        «История этого народа – тема, заслуживающая всей жизни. И лишь закат этой жизни может помешать мне … быть их историком»

Из путевого дневника Джорджа Кэтлина

Джордж Кэтлин – довольно незаурядная личность в истории путешествий. Он известен как американский художник, писатель и путешественник-этнограф, который занимался изучением  культуры и традиций индейских племён и оставил немало ценных сведений, ставших едва ли не единственным свидетельством о жизни целого народа.

От детских грёз — к воплощённым в реальность мечтам

Родился будущий исследователь цивилизации индейцев 26 июля 1796 г. в местечке Уилкс-Барре, расположенном в штате Пенсильвания, в семье обычного американского фермера. Ещё ребёнком Джордж узнал немало о жизни индейцев из рассказов своей матери и бабушки, которые во время масштабного индийского восстания, известного как «Вайомингская Резня», оказались в заложниках у аборигенов. Рассказы об индейцах покорили воображение мальчишки, и в детские годы он немало времени проводил, блуждая по лесу, в поисках каких-то индейских вещиц.

Повзрослев, Джордж изучил юриспруденцию и даже некоторое время практиковал в своём родном городке. Но душа его совсем не лежала к такой работе. Юридическая практика казалась ему довольно скучным делом, да к тому же, молодой человек не на шутку увлёкся живописью и решил дальнейшую жизнь связать именно с этим, более интересным, творческим делом. В возрасте 25 лет юноша перебрался в Филадельфию, где начал постигать азы искусства.

Юный художник любил посещать музей, в котором содержалось немало экспонатов,

Портрет вождя индейского племени

Портрет вождя индейского племени

связанных с жизнью индейцев, и однажды ему даже довелось повстречаться с прибывшей в город делегацией индейцев, портреты которых и стали первыми, причастными к жизни этого народа, работами Кэтлина. Именно в этот момент Джордж окончательно принял для себя одно из наиболее важных в своей жизни решений, к которому он шёл ещё с детских лет: во что бы то ни стало, узнать как можно больше информации об истории индейских племён и о жизни индейцев.

Но в очередной раз жизнь отвлекла его от мечты. На этот раз на пути встали романтические грёзы. Молодой художник всерьёз увлёкся дочерью преуспевающего торговца из Олбани – Кларой Грегори, и в 1828 г. женился на ней. Но, не смотря на счастливый брак, Джордж не позабыл ни о живописи, ни о своём желании досконально изучить историю индейских племён.

Спустя 2 года после женитьбы, Кэтлин ещё более осознанно приступил к реализации своей давней мечты. Он побывал в Сент-Луисе, где встретился с Уильямом Кларком, занимавшим в ту пору официальную должность по вопросам, связанным с жизнью индейцев. Стареющий исследователь был впечатлён работами молодого талантливого художника и всецело разделял стремление Джорджа к изучению индейских племён, поэтому постарался помочь реализовать желание парня и  предоставил ему свободный пропуск для путешествий по индейским резервациям.

Кисти, краски и путешествия

Путешествуя по Америке, Кэтлин изображал сцены быта индейских племён, рисовал портреты индейцев и живописные пейзажи своей страны тех времён. Среди его работ немало красочных портретов коренных жителей американского континента, которые позволяют получить наиболее яркое представление о них.

За почти 8 лет своих путешествий Джордж изучил 48 различных индейских племён, и именно во время путешествий по стране он заметил, насколько негативными были последствия экспансии белых на дикий запад. Уничтожение коренного населения и живописной первозданной красоты окружающей природы, а также её обитателей привело Кэтлина к мысли о необходимости создании таких участков, «в которых люди и животные  сосуществовали бы в окружении естественной  красоты природы».

Картина Кэтлина, изображающая быт индейцевЭта идея прозвучала из уст художника-путешественника за 10 лет до того, как правительством США было принято решение о создании первого национального парка на территории страны – Йеллоустоуна. Проникнувшись за время своих путешествий жизнью индейских племён, художник стал одним из ярких сторонников сохранения индейских народов и их самобытной культуры.

В 1837 г. в Нью-Йорке состоялось открытие картинной галереи работ Кэтлина. Это был один из первых показов в стране картин, которые позволяли обычным городским жителям ознакомиться с экзотическим для них бытом и культурой индейских племён. На протяжении 2-х лет художник проводил выставки своих работ в разных восточных городах страны. На них им было представлено свыше 600 работ и обширная коллекция из тысячи предметов индейской культуры.

Изгой на родине, гений на чужбине

Будучи ярким борцом за сохранение самобытных индейских племён, Джордж Кэтлин хотел продать свои картины Конгрессу США, в надежде, что его работы послужат исторической документацией, свидетельствующей о жизни индейцев, и станут главными экспонатами национального музея, посвящённого жизни этого народа. Но, увы, Конгресс не разделял таких устремлений и вовсе не был заинтересован в покупке картин Кэтлина. Правительство не питало особой симпатии к художнику, который отстаивал права индейцев и постоянно критиковал власть страны за политику по отношению к ним. Такая же неудача ожидала Джорджа и в иных городах страны, где он пытался продать свои работы.

Разочарованный и разуверенный в возможности воплотить свою светлую идею в родной стране, Кэтлин покинул Америку и уехал в Англию. Как ни странно, но на чужбине к картинам американского путешественника отнеслись более заинтересовано, и именно там Джорджа ожидал настоящий успех: в 1845 г. его коллекция была представлена даже в самом Лувре в Париже. В Европе Кэтлин смог наконец-то воплотить в реальность и свою мечту о сохранении сведений об индейских племенах, которая в Америке никого не смогла заинтересовать. В 1841 г. в Лондоне была издана книга «Нравы индейцев Северной Америки», которую художник проиллюстрировал тремя сотнями своих собственных гравюр, а в 1948 г. появились на свет его «Заметки 8-ми лет путешествий».

Картины Джорджа КэтлинаТриумфальный успех привёл Кэтлина к мысли вернуться в США и вновь предложить свои работы Конгрессу. Но признанный на чужбине, на своей родине он так и остался отвергнутым. Кроме того, из-за махинаций при вложении финансов в приобретение земельного участка, художник оказался на грани банкротства. Он был вынужден продать большую часть своей коллекции, чтобы погасить долги, и вновь вернулся в Европу, на этот раз поселившись в Париже.

После смерти жены Кэтлин переехал из Парижа в Брюссель, где и провёл последние годы своей жизни. Незадолго до своей смерти художник вернулся в себе на родину, где и умер в Нью-Джерси, в 1872 г.

Бесценный труд исследователя индейских племён на его родине смогли оценить по достоинству лишь после смерти. В некрологе, опубликованном в New Time, Кэтлина посмертно восхвалили за огромный вклад в сохранение сведений об индейских племенах и раскритиковали Конгресс за равнодушие к светлым идеям Джорджа, а картины этого американского художника-путешественника и по сей день являются ярким свидетельством того, что приложенные для воплощения мечты усилия никогда не бывают напрасны.

Запись опубликована в рубрике Искатели приключений с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий