Удивительная история парусника «Мэйфлауэр»

История парусника «Мэйфлауэр»

Событие, произошедшее в Англии в 1620 году, навсегда вошло в мировую историю. Хотя это было всего лишь обычное сентябрьское утро и пристань, от которой отчалил один корабль. Время сохранило для нас название судна, это был «Мэйфлауэр», увозивший людей к берегам неведомого континента.

Торговое судно

Известно, что до своего трансатлантического путешествия с будущими колонистами на борту он исправно работал торговым судном, перевозящим товары, совершал регулярные рейсы из Англии в европейские страны. С 1609 года за его штурвалом бессменно стоял вошедший в историю капитан Кристофер Джонс. Он же руководил переходом через Атлантику, доставляя пилигримов к месту назначения.

На русский язык название парусника переводится как «боярышник» — куст, цветущий в мае. Историки считают, что это был трехмачтовый барк (по другой версии — галеон). Длина его составляла 19,5  метров, а водоизмещение было 180 тонн.

Исторический парусник «Мэйфлауэр»

Ближе к носу (на верхней палубе) находился камбуз и место для хранения провианта. На корме был отсек с ванной комнатой и каюты для вышестоящих членов экипажа, а под ним находился кубрик матросов. Управление кораблем осуществлялось из рулевой, две лебедки позволяли грузить товар в трюмы.

Вторая палуба была отведена под вооружение. В корме находилась оружейная комната, в ней хранилось оружие, порох и ядра для пушек, установленных вдоль борта. Это пространство впоследствии заняли переселенцы, разбив палубу на комнатушки.

Часть палубы была занята лебедкой, так что людям осталось пространство размером 58 на 24 фута. Самая нижняя часть корабля (трюм) во время путешествия была заполнена питьевой водой, провиантом и материалами для будущей колонии.

По приблизительным подсчетам судно было построено в 1605 году, а через два года стало собственностью предпринимателя Кристофера Джонса и его торговых партнеров. Из первой официальной записи о рейсах «Мэйфлауэра» мы узнаем, что он в 1609 году возил товары в норвежский город Тронхейм.

История «Мэйфлауэра»

Судно было зафрахтовано неким Эндрю Паулингом, загрузившим «Мэйфлауэр» товарами в лондонском порту. В Тронхейме трюмы судна заполнили досками, дегтем и рыбой. С этими товарами парусник отправился в обратный путь в Англию. Однако арендатору не повезло. В Северном море корабль попал в сильный шторм. С целью спасения «Мэйфлауэра» и команды от затопления капитан распорядился облегчить судно, отправив все товары Паулинга на морское дно.

«Мэйфлауэр» уцелел и вернулся в Англию. После неудачного рейса в Норвегию капитан Кристофер Джонс трезво оценил все риски, связанные с опасными торговыми путями и стал брать заказы на доставку грузов по более безопасным маршрутам. Основным направлением стало французское Бордо, оттуда в трюмах парусника привозили ароматные французские вина, коньяк и уксус. Изредка капитан брал заказы на доставку грузов в испанскую Малагу и немецкий Гамбург.

Покоритель Атлантики

В мае 1620 года Кристофер Джонс завершил последний рейс из Бордо, привезя груз французских вин. В порту его встретили лидеры группы английских протестантов, решившие нанять парусники «Мэйфлауэр» и «Спидвелл» для доставки пассажиров к берегам Нового Света.

Путешествия парусника «Мэйфлауэр»

В середине августа оба судна с религиозными «раскольниками» на борту вышли из английского Саутгемптона и взяли курс на земли будущего штата Вирджиния. Однако в пути выяснилось, что «Спидвелл» нуждается в ремонте и просто не дойдет до берегов Америки. Оба корабля дошли до порта Плимут и высадили пассажиров.

Далее было принято решение, что «Мэйфлауэр» совершит путешествие в одиночестве, взяв на борт людей с борта «Спидвелла». В результате на сравнительно небольшом паруснике оказались 102 пилигрима и 30 человек экипажа, плюс во время плавания родился ребенок. Компанию переселенцам составили две собаки. В довольно ограниченных условиях торгового корабля людям пришлось прожить шестьдесят шесть дней.

Как выглядел парусник «Мэйфлауэр» - модель

Во время перехода судно попало в шторм, сбилось с курса и не дошло в предполагаемое место вблизи Нью-Йорка. 9 ноября 1620 года «Мэйфлауэр» бросил якорь в заливе Массачусетс возле Плимутской скалы, ныне памятного камня с высеченной датой. На его борту произошло историческое событие – подписание Мэйфлауэрского соглашения, отправной точки возникновения Плимутской колони в Америке.

Отцы-переселенцы сошли на берег и основали колонию. Экипаж «Мэйфлауэра» зимовал рядом с протестантами, потерял нескольких матросов, в том числе и кока. Имена моряков практически не дошли до нас (известно, что шкипера звали Джон Кларк, а врача — Джайлс Хел), а вот список пассажиров можно увидеть в Государственной библиотеке штата Массачусетс или найти в Интернете. Потомки первых переселенцев, прибывших в Америку на «Мэйфлауэре», гордятся своим происхождением и предками.

Современная версия парусника «Мэйфлауэр»

5 апреля 1621 года Кристофер Джонс отправился в обратный путь и 6 мая привел корабль в Англию. После своего знаменитого трансатлантического рейса судно совершало обычные торговые рейсы. Так длилось до 1623 года, пока не умер капитан. В 1624 году парусник был осмотрен и оценен в сумму 128 фунтов стерлингов.

Дальнейшая судьба «Мэйфлауэра» неизвестна, предполагается, что он был продан и разобран на материалы. Есть версия, что в английском Джордансе в начале 20 века нашли сарай, якобы сделанный из древесины «Мэйфлауэра». Однако научно это не подтвердилось.

Музей «Мэйфлауэр II» и робот «Мэйфлауэр III»

В 1957 году по старинным картинам и документам был изучен дизайн парусников 17 века. В результате для проекта Plimoth Plantation была создана полноразмерная копия исторического судна, получившая имя «Мэйфлауэр II». Энтузиасты провели новый корабль из Девона по точному маршруту переселенцев (уложившись в 53 дня) и пришвартовались в порту Плимута.

Современная реплика исторического парусника «Мэйфлауэр»

Позже «Мэйфлауэр II» отвели на набережную, превратив в музей. Судно доступно для туристов вплоть до 2019 года. Позже оно примет участие в праздновании 400 годовщины со дня прибытия «Мэйфлауэра» к берегам Америки. К юбилею анонсировано появление корабля-робота «Мэйфлауэр III». Он в автоматическом режиме пересчет Атлантику как это сделали до него исторические парусники.

Добавить комментарий