Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: вопросы без ответов

Автор фото - Иван Смелов

Автор фото — Иван Смелов

Когда я впервые решила написать эту статью, то думала, что это будет обзор об одной из самых известных достопримечательностей города, значение которого в истории России весьма неоднозначно. Город-герой, город-история, город-наследие, город-впечатление — вот что лично для меня означает Санкт-Петербург. И Исаакиевский собор – поистине его символ, который включил в себя все эти определения.

Как мифическая птица Феникс, он четырежды возрождался, заново строясь или перестраиваясь. Но все эти «приключения» можно без особых усилий прочитать в любом туристическом проспекте, который в обязательном порядке предлагает в своей программе каждое уважающее себя туристическое агентство города. Мне было интересно другое. Исаакиевский собор, несмотря на своё достаточно узкое предназначение (произведение культовой архитектуры), оказывается, имеет в своих стенах и истории столько тайн и загадок, что мало какое другое сооружение прошлого на территории современной России может с ним конкурировать.

Исаакиевский собор и Сенатская площадьНекоторые исследователи истории России или конкретно истории Санкт-Петербурга считают, что собор с полной ответственностью можно отнести к мегалитам человеческой цивилизации. И хотя к такой категории чаще всего относят сооружения из необработанного камня (египетские пирамиды, Стоунхендж, каменные бабы острова Пасхи и т. д.) гораздо более раннего происхождения, чем Исаакиевский собор, возможно, в их предположениях есть определённый смысл.

Это может быть связано с особой энергетикой, которую ощущает каждый, кто посетил собор. По ощущениям – это энергетический удар, но не резкий и одномоментный, а более похожий на постепенное обволакивание, проникновение вовнутрь каждого живого существа. Он вызывает положительные ощущения света, чистоты и правильности восприятия, что, в принципе, характерно для посещения любого русского храма. Возможно, такое ощущение в Исаакиевском соборе более остро потому, что внутреннее убранство его насыщено богатым сочетанием различного натурального материала.

Во внутренней отделке использовались не только всё богатства «хозяйки Медной горы» из сказок Бажова, но и полудрагоценные камни со всего мира. Здесь уральский малахит соседствует с бадахшанским лазуритом, шокшинский порфир сочетается с черным сланцем и разноцветным мрамором (розовым тивдийским, жёлтым сиенским, красным французским). В украшении собора использовалось золото и бронза. И разве может такая роскошная смесь не влиять на людей, когда уже давно установлено, что камни и другие элементы природного происхождения имеют свою особую энергетику?

Витраж главного алтаря Исаакиевского собора. Автор фото - Heidas

Витраж главного алтаря Исаакиевского собора. Автор фото — Heidas

Много вопросов возникает и по поводу истории создания храма. В том виде, в котором могут видеть его наши современники, он представляется миру уже более 150 лет. Однако до сих пор находятся исследователи, которые задают вопросы «Как? Где? Когда? Каким способом?». Речь идёт о том, что до сих пор не существует правдоподобной официальной версии по поводу того, каким образом был создан собор в последней своей «реинкарнации».

Многие современные учёные и технические специалисты считают, что на тот момент в России не существовало ни технологий, ни оборудования для того, чтобы обработать огромные гранитные колонны основания и второго уровня Исаакиевского собора. Учитывая то, что они имеют форму усечённого конуса (которую гораздо труднее вытачивать, чем обычную цилиндрическую заготовку), идеально отшлифованную поверхность и очень точную фиксированную установку в пространстве (по отношению к горизонту), эти технологии должны быть на порядок выше тех, которые человечество имеет в своём распоряжении сейчас.

Автор фото - Heidas

Автор фото — Heidas

Сегодня, к сожалению, мы не знаем, как выточить из цельного куска гранита колонну высотой около 27 м и с основаниями около 3,7 и 3,5 м весом более 600 тонн. Мало того, что мы этого не знаем, но мы ещё и не умеем такой вес доставить на место строительства и правильно, точно и без дефектов установить такую колонну так, чтобы она простояла достаточно долго. Учитывая то, что Санкт-Петербург построен на болотистых почвах, которые умеренно подвижны всегда, такая задача для наших современников просто нерешаема.

Когда люди находят подходящее решение какой-то проблемы, они говорят, что «расставили все точки над і». В нашей истории остались только вопросы, под которыми точку ставить рано. Возможно, наши потомки найдут на них все ответы, иначе человеческий разум так и будет считать себя ребёнком по сравнению с реальностью существования подобных мегалитов.

Запись опубликована в рубрике Вокруг света с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.