Событие, произошедшее в Англии в 1620 году, навсегда вошло в мировую историю. Хотя это было всего лишь обычное сентябрьское утро и пристань, от которой отчалил один корабль. Время сохранило для нас название судна, это был «Мэйфлауэр», увозивший людей к берегам неведомого континента.
Торговое судно
Известно, что до своего трансатлантического путешествия с будущими колонистами на борту он исправно работал торговым судном, перевозящим товары, совершал регулярные рейсы из Англии в европейские страны. С 1609 года за его штурвалом бессменно стоял вошедший в историю капитан Кристофер Джонс. Он же руководил переходом через Атлантику, доставляя пилигримов к месту назначения.
На русский язык название парусника переводится как «боярышник» — куст, цветущий в мае. Историки считают, что это был трехмачтовый барк (по другой версии — галеон). Длина его составляла 19,5 метров, а водоизмещение было 180 тонн.
Ближе к носу (на верхней палубе) находился камбуз и место для хранения провианта. На корме был отсек с ванной комнатой и каюты для вышестоящих членов экипажа, а под ним находился кубрик матросов. Управление кораблем осуществлялось из рулевой, две лебедки позволяли грузить товар в трюмы.
Вторая палуба была отведена под вооружение. В корме находилась оружейная комната, в ней хранилось оружие, порох и ядра для пушек, установленных вдоль борта. Это пространство впоследствии заняли переселенцы, разбив палубу на комнатушки.
По приблизительным подсчетам судно было построено в 1605 году, а через два года стало собственностью предпринимателя Кристофера Джонса и его торговых партнеров. Из первой официальной записи о рейсах «Мэйфлауэра» мы узнаем, что он в 1609 году возил товары в норвежский город Тронхейм.
Судно было зафрахтовано неким Эндрю Паулингом, загрузившим «Мэйфлауэр» товарами в лондонском порту. В Тронхейме трюмы судна заполнили досками, дегтем и рыбой. С этими товарами парусник отправился в обратный путь в Англию. Однако арендатору не повезло. В Северном море корабль попал в сильный шторм. С целью спасения «Мэйфлауэра» и команды от затопления капитан распорядился облегчить судно, отправив все товары Паулинга на морское дно.
«Мэйфлауэр» уцелел и вернулся в Англию. После неудачного рейса в Норвегию капитан Кристофер Джонс трезво оценил все риски, связанные с опасными торговыми путями и стал брать заказы на доставку грузов по более безопасным маршрутам. Основным направлением стало французское Бордо, оттуда в трюмах парусника привозили ароматные французские вина, коньяк и уксус. Изредка капитан брал заказы на доставку грузов в испанскую Малагу и немецкий Гамбург.
Покоритель Атлантики
В мае 1620 года Кристофер Джонс завершил последний рейс из Бордо, привезя груз французских вин. В порту его встретили лидеры группы английских протестантов, решившие нанять парусники «Мэйфлауэр» и «Спидвелл» для доставки пассажиров к берегам Нового Света.
В середине августа оба судна с религиозными «раскольниками» на борту вышли из английского Саутгемптона и взяли курс на земли будущего штата Вирджиния. Однако в пути выяснилось, что «Спидвелл» нуждается в ремонте и просто не дойдет до берегов Америки. Оба корабля дошли до порта Плимут и высадили пассажиров.
Далее было принято решение, что «Мэйфлауэр» совершит путешествие в одиночестве, взяв на борт людей с борта «Спидвелла». В результате на сравнительно небольшом паруснике оказались 102 пилигрима и 30 человек экипажа, плюс во время плавания родился ребенок. Компанию переселенцам составили две собаки. В довольно ограниченных условиях торгового корабля людям пришлось прожить шестьдесят шесть дней.
Во время перехода судно попало в шторм, сбилось с курса и не дошло в предполагаемое место вблизи Нью-Йорка. 9 ноября 1620 года «Мэйфлауэр» бросил якорь в заливе Массачусетс возле Плимутской скалы, ныне памятного камня с высеченной датой. На его борту произошло историческое событие – подписание Мэйфлауэрского соглашения, отправной точки возникновения Плимутской колони в Америке.
Отцы-переселенцы сошли на берег и основали колонию. Экипаж «Мэйфлауэра» зимовал рядом с протестантами, потерял нескольких матросов, в том числе и кока. Имена моряков практически не дошли до нас (известно, что шкипера звали Джон Кларк, а врача — Джайлс Хел), а вот список пассажиров можно увидеть в Государственной библиотеке штата Массачусетс или найти в Интернете. Потомки первых переселенцев, прибывших в Америку на «Мэйфлауэре», гордятся своим происхождением и предками.
5 апреля 1621 года Кристофер Джонс отправился в обратный путь и 6 мая привел корабль в Англию. После своего знаменитого трансатлантического рейса судно совершало обычные торговые рейсы. Так длилось до 1623 года, пока не умер капитан. В 1624 году парусник был осмотрен и оценен в сумму 128 фунтов стерлингов.
Дальнейшая судьба «Мэйфлауэра» неизвестна, предполагается, что он был продан и разобран на материалы. Есть версия, что в английском Джордансе в начале 20 века нашли сарай, якобы сделанный из древесины «Мэйфлауэра». Однако научно это не подтвердилось.
Музей «Мэйфлауэр II» и робот «Мэйфлауэр III»
В 1957 году по старинным картинам и документам был изучен дизайн парусников 17 века. В результате для проекта Plimoth Plantation была создана полноразмерная копия исторического судна, получившая имя «Мэйфлауэр II». Энтузиасты провели новый корабль из Девона по точному маршруту переселенцев (уложившись в 53 дня) и пришвартовались в порту Плимута.
Позже «Мэйфлауэр II» отвели на набережную, превратив в музей. Судно доступно для туристов вплоть до 2019 года. Позже оно примет участие в праздновании 400 годовщины со дня прибытия «Мэйфлауэра» к берегам Америки. К юбилею анонсировано появление корабля-робота «Мэйфлауэр III». Он в автоматическом режиме пересчет Атлантику как это сделали до него исторические парусники.