Вокруг света на воздушном шаре

Кругосветка на воздушном шареПолтора столетия назад увидела свет книга знаменитого французского фантаста Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре», сюжет которой стал отправной точкой для многих любителей приключений. Абсолютной выдумкой роман не являлся, на тот период отважные воздухоплаватели уже несколько десятилетий пытались усовершенствовать конструкции воздушных шаров, чтобы совершать на них более дальние и высотные путешествия. Но совершить первый успешный полёт вокруг планеты удалось аэронавтам лишь на исходе 20 века.

Игрушка ветров

Для того чтобы лучше понять всю сложность, с которой приходится сталкиваться воздухоплавателям во время длительных высотных перелётов, необходимо уяснить, что воздушный шар (даже самый большой и тяжёлый) по сути является игрушкой для ветра. В каком направлении дует ветер, в том направлении и движется шар – иных методов выбора направления у аэронавтов нет. В 18 столетии, когда метеорология находилась в стадии своего развития, воздухоплаватели пытались применять некоторые из её научных основ, но только в середине 20 столетия стало известно о так называемых струйных течениях в атмосфере.

Полёты на воздушном шареВ верхних слоях тропосферы и нижних слоях стратосферы (9-13 км от земли) дуют ветры, имеющие направление с запада на восток и обладающие скоростью до 450 км/час. На высоте 35-40 км над землей пролегает путь других ветров, которые имеют переменчивое направление в зависимости от времени года (зимой – с востока на запад, летом – наоборот). Струйные течения огромны по своим масштабам: они достигают до сотен километров в ширину и до тысяч километров в длину. Вот по такому небесному «конвейеру» и перемещается воздушный шар, пилотам которого после окончания одного струйного течения важно поскорее найти начало следующего.

Среди опасностей, подстерегающих воздухоплавателей, следует упомянуть суровые температурные условия, которые в зависимости от высоты могут падать до отметки минус 60 градусов Цельсия. Минусовые температуры неизбежно ведут к обледенению летательного аппарата, а также к налипанию снега, что моментально утяжеляет вес шара. Нередко эти причины приводили к авариям или к тому, что запланированные полёты экстренно прерывались. Ещё одной опасной помехой для аэронавтов являются разряды грозовых молнии, которые несут настоящую угрозу для воздушного шара и его пилотов.

Снова навстречу солнцу!

Имя швейцарца Бертрана Пиккара навсегда вошло в историю воздухоплавания, поскольку именно ему удалось совершить первый кругосветный полёт на воздушном шаре. Состоялось это знаменательное событие в марте 1999 года, и для самого Пиккара стало третьей попыткой облететь планету. Старт путешествия состоялся 1 марта в небольшом швейцарском городке Шато д’Э, а победное приземление аэронавтов произошло 21 марта неподалеку от египетских пирамид. На самом деле путь огромного шара «Брайтлинг Орбитер» должен был начаться в Сахаре, где серебристый гигант почти сразу бы оказался подхваченным струйным течением. Но спонсор полёта, известная часовая компания Брайтлинг, исходя из собственных интересов, настояла на том, чтобы старт произошел именно на территории Швейцарии.

Воздушный шарПоэтому экипажу шара – Бертрану Пиккару и Брайну Джонсу, пришлось сначала искать течение ветра, которое могло бы донести их до Африки. За полётом воздушного шара круглосуточно наблюдали специалисты Контрольного центра полёта в Женеве. В задачу опытных метеорологов, возглавляемых Люком Труллемансом, входила обработка сведений о воздушных течениях Северного полушария, после чего на «Брайтлинг Орбитер» передавались необходимые указания. Следуя рекомендациям метеорологов, Бертран поднимал или опускал воздушный шар на такую высоту, чтобы очередное струйное течение увлекало его в правильном направлении.

Но не стоит думать, что полёт вокруг света на воздушном шаре стал для экипажа «Брайтлинг Орбитер» праздничным пикником. На самом деле отважным аэронавтам пришлось приложить немало усилий, чтобы этот полёт навстречу солнцу имел достойное завершение. Например, Брайну Джонсу довелось с помощью ледоруба освобождать обледеневшую кабину-гондолу от лишнего веса, мешающего шару набирать необходимую высоту. Тяжёлыми выдались и пять суток полёта над Тихим океаном, когда случился непредвиденный разрыв связи с Контрольным центром. По иронии судьбы именно в этот период струйное течение, несущее шар, стало ослабевать и «Брайтлинг Орбитер» передвигался с крайне низкой скоростью.

Кругосветка на воздушном шаре21 марта, около 10 утра, полёт был успешно завершён, а Бертран Пиккар и Брайн Джонс стали официальными победителями и обладателями приза в 1 млн. долларов, которая американская компания «Анхойзер-Буш» пообещала тому, кто совершит на воздушном шаре кругосветное путешествие. Впрочем, этот рекорд не стал точкой в истории кругосветных путешествий, а, напротив, подстегнул десятки новых воздухоплавателей на новые свершения. Ведь ещё не поставлены рекорды по скорости, высоте и многим иным параметрам полёта!

Запись опубликована в рубрике В мире приключений с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий