Саамы: быт, традиции и обычаи северного народа

Быт, традиции и обычаи саамов

Саамы официально признаны одним из самых малочисленных северных народов. Однако быт, традиции и обычаи саамов – весьма популярная тема для исследований. Множество книг, монографий и трудов описывают дореволюционную кочевую и современную оседлую жизнь своеобразного, уникального народа.

Быт полукочевников

Каких-то сто лет тому назад они были охотниками-полукочевниками, переезжавшими вместе с жилищем в места, изобилующие дичью, рыбой, морскими зверями. Жившие в холоде люди носили верхнюю одежду из оленьих шкур – расшитую гакти, из сукна делали рубаху юпу, наряд мехом наружу назывался печок, модель мехом внутрь звалась торк.

Вежа, тупа, кувакса — традиционные жилища саамов

Быт саамов полностью соответствовал образу жизни общины. Зиму и половину весны люди проводили на погостах, построенных поближе к местам произрастания ягеля.

Быт саамов

Например, на Кольском полуострове поселение размещали ближе к лесу и источнику пресной воды. Срок жизни поселка измерялся парой-тройкой десятилетий, пока людям и оленям хватало еды. Потом дома разбирали, перевозили в новое место.

Ставили деревянные усеченные пирамиды вежи, с шестью или четырьмя углами, обращенные дверями на южную сторону. Утепляли шкурами, дерном, корой, а внутри оборудовали очаг (под большим дымным отверстием).

Традиционные жилища саамов

Тупу – небольшой низкий сруб с маленькими окнами и дерновой (земляной) крышей, начали строить ближе к XIX столетию. Обмазанный глиной очаг переместился к входу в жилище, появилась первая мебель.

Параллельно использовался переносной «дом» из соединенных шестов, затянутых тентом из оленьих шкур. Такой дом – кувакса используется саамами в наше время, применяется как летняя разборная дача.

Традиции природопользования

Традиции саамов, предписывающие жить в гармонии с природой, складывались веками. Приморские саамы еще со времен неолита зимой били на льдинах нерпу и тюленей, летом промышляли треску, семгу и прочую рыбу. Традиции велели саамам отпускать на волю попавшуюся им крупную «Царь-рыбу», жадных рыбаков природа могла жестоко наказать.

Обитатели тундры пополняли запасы провизии озерной рыбой, добывали мелкую дичь, лосей, северных оленей, пушного зверя. Раньше в ход шли ловчие ямы, после XVIII века стали ходить с огнестрельным оружием.

Традиции саамов

До конца Средневековья саамы использовали оленей только в качестве приманки во время охоты и как тягловую силу. Пасти оленей стали ближе к XVIII веку, изменив образ жизни, привязав свои перемещения к потребностям оленей. В результате семьи получили шкуры, мясо и молоко важенок, а охота отошла на второй план.

Традиции саамов Кольского полуострова предписывали чередование хозяйственной деятельности. В холодное время года они селились в поселках-зимниках, пасли оленей, ходили в леса за пушным зверем, пополняли рацион мясом диких оленей.

С началом оттепелей хозяйство перемещалось в места, где традиционно происходил отел важенок. Ближе к лету олени переходили на свободный выпас в лесах, на побережье и островах.

Летом и осенью рыбаки уходили за добычей к морю или озерам. С наступлением зимы проводили «имание» – семьи забирали своих животных и уходили на зимники.

Древние обычаи

Издавна саамы жили сийтами – общинами в несколько семей, объединяющими до трехсот человек. Давние обычаи саамов велели юношам брать в жены обитательниц своего погоста (вплоть до троюродных сестер), иногда семьи искали невест в соседних поселениях.

Смотрины проводили родители, выбирая невесток во время одного из ежегодных праздничных «съездов» сийтов. В это же время главы семейств решали важные вопросы.

Свадебные традиции и обычаи саамов

Свадьбы играли зимой, молодая семья сразу отделялась от родителей. Иногда молодой муж год работал на тестя. Один из сыновей обязательно должен был оставаться с родителями до конца их дней.

Новорожденных на третий день укладывали в самодельные люльки поверх красного мха и мягких оленьих шкур. Мальчику к люльке привязывали оловянные лук и стрелы (нередко — из оленьих рогов), девочке – разноцветное сукно, бисер, перламутр, белые перышки куропатки. Общим оберегом были монетки, овес, зубы лося.

Обычаи саамов

До наших дней дошли обычаи, связанные с шаманами. Так в каждой семье должен быть священный барабан, наследуемый по мужской линии. Им пользовались при жертвоприношении, использовали для гадания, лечения насланных хворей. Ни одна женщина не могла коснуться семейной святыни.

У саамов тесно переплелись традиции шаманства и христианства. В рождественский сочельник проживавшие на территории Финляндии саамы чтили бога Рота. Во всех жилищах вечером усыпали пол соломой, жгли свечи, сытно кормили скот и птиц.

В древности саамы, провожая в последний путь своих родных, устанавливали на местах стоянок камни-сейды. Посещая стоянки, саамы наносили на камень жир, символизировавший кормление предков.

Традиции и обычаи саамов - Сейды саамов

Традиции и обычаи саамов дошли к нам со времен неолита, пережив тысячелетия. Какие-то стороны их жизни изменились с ходом времени, на них влияли соседние народы и вездесущий прогресс.

К счастью, в наше время ведется работа по сохранению материальной и духовной культуры уникального народа. Современная молодежь проявляет интерес к изучению языка (часть стран организовывает курсы) и обычаев предков.