Саамы официально признаны одним из самых малочисленных северных народов. Однако быт, традиции и обычаи саамов – весьма популярная тема для исследований. Множество книг, монографий и трудов описывают дореволюционную кочевую и современную оседлую жизнь своеобразного, уникального народа.
Быт полукочевников
Каких-то сто лет тому назад они были охотниками-полукочевниками, переезжавшими вместе с жилищем в места, изобилующие дичью, рыбой, морскими зверями. Жившие в холоде люди носили верхнюю одежду из оленьих шкур – расшитую гакти, из сукна делали рубаху юпу, наряд мехом наружу назывался печок, модель мехом внутрь звалась торк.
Вежа, тупа, кувакса — традиционные жилища саамов
Быт саамов полностью соответствовал образу жизни общины. Зиму и половину весны люди проводили на погостах, построенных поближе к местам произрастания ягеля.
Например, на Кольском полуострове поселение размещали ближе к лесу и источнику пресной воды. Срок жизни поселка измерялся парой-тройкой десятилетий, пока людям и оленям хватало еды. Потом дома разбирали, перевозили в новое место.
Ставили деревянные усеченные пирамиды вежи, с шестью или четырьмя углами, обращенные дверями на южную сторону. Утепляли шкурами, дерном, корой, а внутри оборудовали очаг (под большим дымным отверстием).
Тупу – небольшой низкий сруб с маленькими окнами и дерновой (земляной) крышей, начали строить ближе к XIX столетию. Обмазанный глиной очаг переместился к входу в жилище, появилась первая мебель.
Параллельно использовался переносной «дом» из соединенных шестов, затянутых тентом из оленьих шкур. Такой дом – кувакса используется саамами в наше время, применяется как летняя разборная дача.
Традиции природопользования
Традиции саамов, предписывающие жить в гармонии с природой, складывались веками. Приморские саамы еще со времен неолита зимой били на льдинах нерпу и тюленей, летом промышляли треску, семгу и прочую рыбу. Традиции велели саамам отпускать на волю попавшуюся им крупную «Царь-рыбу», жадных рыбаков природа могла жестоко наказать.
Обитатели тундры пополняли запасы провизии озерной рыбой, добывали мелкую дичь, лосей, северных оленей, пушного зверя. Раньше в ход шли ловчие ямы, после XVIII века стали ходить с огнестрельным оружием.
До конца Средневековья саамы использовали оленей только в качестве приманки во время охоты и как тягловую силу. Пасти оленей стали ближе к XVIII веку, изменив образ жизни, привязав свои перемещения к потребностям оленей. В результате семьи получили шкуры, мясо и молоко важенок, а охота отошла на второй план.
Традиции саамов Кольского полуострова предписывали чередование хозяйственной деятельности. В холодное время года они селились в поселках-зимниках, пасли оленей, ходили в леса за пушным зверем, пополняли рацион мясом диких оленей.
Летом и осенью рыбаки уходили за добычей к морю или озерам. С наступлением зимы проводили «имание» – семьи забирали своих животных и уходили на зимники.
Древние обычаи
Издавна саамы жили сийтами – общинами в несколько семей, объединяющими до трехсот человек. Давние обычаи саамов велели юношам брать в жены обитательниц своего погоста (вплоть до троюродных сестер), иногда семьи искали невест в соседних поселениях.
Смотрины проводили родители, выбирая невесток во время одного из ежегодных праздничных «съездов» сийтов. В это же время главы семейств решали важные вопросы.
Свадьбы играли зимой, молодая семья сразу отделялась от родителей. Иногда молодой муж год работал на тестя. Один из сыновей обязательно должен был оставаться с родителями до конца их дней.
Новорожденных на третий день укладывали в самодельные люльки поверх красного мха и мягких оленьих шкур. Мальчику к люльке привязывали оловянные лук и стрелы (нередко — из оленьих рогов), девочке – разноцветное сукно, бисер, перламутр, белые перышки куропатки. Общим оберегом были монетки, овес, зубы лося.
До наших дней дошли обычаи, связанные с шаманами. Так в каждой семье должен быть священный барабан, наследуемый по мужской линии. Им пользовались при жертвоприношении, использовали для гадания, лечения насланных хворей. Ни одна женщина не могла коснуться семейной святыни.
У саамов тесно переплелись традиции шаманства и христианства. В рождественский сочельник проживавшие на территории Финляндии саамы чтили бога Рота. Во всех жилищах вечером усыпали пол соломой, жгли свечи, сытно кормили скот и птиц.
В древности саамы, провожая в последний путь своих родных, устанавливали на местах стоянок камни-сейды. Посещая стоянки, саамы наносили на камень жир, символизировавший кормление предков.
Традиции и обычаи саамов дошли к нам со времен неолита, пережив тысячелетия. Какие-то стороны их жизни изменились с ходом времени, на них влияли соседние народы и вездесущий прогресс.
К счастью, в наше время ведется работа по сохранению материальной и духовной культуры уникального народа. Современная молодежь проявляет интерес к изучению языка (часть стран организовывает курсы) и обычаев предков.